Активно слушать – что это значит и как это помогает в воспитании ребёнкаАктивно слушать – что это значит и как это помогает в воспитании ребёнка

Кто-то говорит, а другой слушает. Звучит так естественно, почти банально. Рассказчик играет активную роль; с другой стороны, те, кто «только» слушает, кажутся пассивными. Но все не так просто! Напротив, хороший слушатель должен быть требовательным, значимым и решительным. Это особенно актуально для взрослых, которые разговаривают с детьми.

Слушать активно

В настоящее время широко известна концепция активного слушания. Изначально понятие было сформирована для психотерапевтической работы, его учили и практиковали в обучении общению в течение многих лет.

Никто не отрицает, что внимательное слушание так же важно, как четкая и понятная речь для конструктивного . Тем не менее, люди обычно гораздо больше стараются хорошо говорить, чем хорошо слушать. Это касается и воспитания: сколько родителей и учителей стараются быть понятными детям! Они говорят что-то правильно, желательно несколько раз и снова и снова объясняя, что следует и чего не следует делать. Часто эти усилия оказываются безуспешными.

Между тем, на внимательное слушание в коммуникативных ситуациях тратится гораздо меньше энергии, особенно с детьми. Немного обобщая, можно сказать: мы много говорим и почти не слышим. Педагоги часто не осознают, что для здорового развития детей важно активно их слушать.

Слушай и услышишь

Читайте также: 

Человек может слышать, не прилагая усилий, если он здоров. Акустические раздражители достигают ушей, приятные они или неприятные. Едва ли ускользнет от внимания, когда ребенок кричит. Иная ситуация, если звук менее заметен. Часто взрослые реагируют на слова детей отстраненно. И когда они обращаются к ребёнку, то возможно, не полностью направляют к нему внимание. Внутренне занятые другими делами, они слушают в половину сил или в то же время думают о том, что хотят сказать сами потом. Нередко так пропускаются важные вещи.

Взрослые определенно могут слушать, не делая этого активно. Поступая таким образом, они обычно лишь приблизительно понимают, что имеет в виду ребенок. В зависимости от того, как они развивают свой язык, у них есть собственный способ выражения, который сильно отличается от взрослого. Тот, кто слышит внутренне равнодушно, отстраненно или пассивно, часто не замечает самого главного.

Однако у самого ребенка может сложиться впечатление, что его всерьез слушают, а затем он может с разочарованием осознать, что его не поняли. Однако настоящее слушание означает ставить себя на место другого человека, уделять ему все внимание и обращать внимание не только на содержание, но и на нюансы. И дети нередко выражают это ясно и откровенно. Можно упустить ценный информационный потенциал, если игнорировать его. Когда взрослые хотя изредка слушают ребенка на сто процентов, то не только лучше понимают, что он говорит. Они также поощряют самовыражение и повышают самооценку. Ребёнок видит, что ему «есть что сказать», что достаточно важно, чтобы его выслушали и приняли.

7 советов родителям

Семь советов побудят родителей дать детям то, что им нужно в повседневной жизни: взрослых, которые серьезно относятся к их высказываниям, усваивая их «сообщения» и пытаясь понять сказанное.

Совет 1: проявлять интерес

Дети быстро замечают, кому они интересны или нет. Всегда трагично, когда ближайшие родственники не знают, что на самом деле трогает их детей. То, что родители не хотят слышать, они должны воспринимать ещё более внимательно. Некоторые слишком зациклены на своих собственных образах, которые они создают о своем потомстве, и слишком мало открыты тому, что они раскрывают как независимые существа. Дети могут сильно отличаться от того, чего хотят и думают родители. Заинтересованное слушание отодвигает собственные идеи на задний план и позволяет полностью погрузиться в мир ребенка.

Совет 2: давать возможность быть услышанными

Это подарок – быть услышанным кем-то. Так оно и есть сейчас, более чем когда-либо: в неспокойные времена, которые также многого требуют от молодых родителей, не всегда получается внимательно слушать. Часто не хватает времени или необходимой энергии, когда необходимо пообщаться с ребёнком после тяжёлого рабочего дня. Но оно того стоит – не только для детей. Сколько всего просто восхитительного, интересного и оригинального звучит из уст ребенка. Дети воспринимают многие вещи совсем иначе, чем родители. Впервые они испытают то, что взрослые узнали давно. Если они это расскажут, родители определенно смогут услышать что-то новое о том, что долгое время считалось само собой разумеющимся, на что они никогда не обращали внимания.

Совет 3: читать между словами

Интересно: 

Мама вечером моет посуду. И в это время она может услышать, как ребенок говорит, что в детском саду над ним смеялись и не разрешали играть общими игрушками. Мама может слышать его слова и его грустный тон – даже его плач. Но если она остановится на мгновение и возьмет ребенка на руки, то узнает больше. Она услышит «между словами», как если бы читала между строк в книге. Это не значит, что родители обязаны всегда откладывать все дела, когда ребенок открывает рот. Но интуиция не подведет: всякий раз, когда мама замечает, что малышу требуется больше внимания, она сможет обращаться к нему. Часто нет необходимости делать что-то большее.

Совет 4: слушать всем сердцем

Тот, кто действительно слышит, «видит» то, что ему говорят. То же самое будет и с родителями, если ребенок захочет рассказать им, что он пережил. Они услышат и увидят – и посочувствуют этому. Так, чтобы ребенок чувствовал себя искренне понятым. Конечно, есть ситуации, которые взрослых пугают. Тем более важно понять детскую точку зрения. Его беспокойство, радость, гнев или печаль должны дойти до родителей, прежде чем они отреагируют. Когда дети говорят спонтанно, они обычно очень искренни и заслуживают .

Совет 5: принимать участие

Читайте также: 

Слушать означает принимать участие в буквальном смысле: я принимаю то, что мне сообщают. Чуткие вопросы могут усилить сочувствие: «Как ты это сделал? Что ты сказал потом? А затем куда вы пошли?»

Обратить внимание – такие вопросы тоже могут иметь контролирующий или даже укоризненный эффект. Этого лучше избегать. В тоне речи, в том, как задаются вопросы, ребенок должен ощущать родительское участие. Эта привязанность, в свою очередь, помогает ему доверять им, а также говорить то, что, возможно, сложно или страшно сказать.

Совет 6: думать о том, что услышано

Иногда дети говорят то, что родители не скоро забудут. Это может быть приятно или неприятно. Такие сообщения достаточно важны, чтобы их можно было пересмотреть позже или обсудить с другим человеком. Часто полезно обратиться за советом к людям, имеющим хоть какое-то к детям. Пообщавшись с ними, можно многое прояснить. Однако иногда дети рассказывают что-то удивительное или волнующее, что хотелось бы запомнить навсегда. Педагоги иногда рассказывают друг другу такие анекдоты из жизни, над которыми можно долго смеяться.

Совет 7: понимать, что видно

Читайте также: 

Конечно, дело не в том, чтобы все услышать, чтобы ничего не пропустить. Но родители должны научиться понимать то, что важно. Говорят, что дети заставляют себя слышать. Но не все. Есть те, кто общается только мягкими тонами. В контакте с застенчивыми детьми, которые существуют и сегодня, особенно важно быть чутким. Тщательный может запугать их еще больше. С другой стороны, благодарный, неподдельный интерес открывает доступ и к довольно закрытым людям. Благодаря особой чуткости такие дети получают возможность бесстрашно выражать свои мысли, когда что-то их беспокоит.

Можно ради эксперимента попробовать внимательно слушать речь своего ребёнка в течении, например, двух недель. Уже за это время появятся результаты. Общение станет более доверительным.

 

Источник: mirtesen