Психологическая драма «Отец» (англ. The Father), в съёмках которого принимал участие уникальный актер Энтони Хопкинс в главной роли, разворачивается в одном месте – квартире героя – пожилого старика, страдающего деменцией. Несмотря на отсутствие динамики, способного вызвать скуку зрителя, фильм создает внутреннее напряжение и желание понять, что же происходит в реальности? Почему точь-в-точь одни и те же действия и слова производят разные герои картины???

Драма «Отец»: почему так страшит беспомощность старости

Мимика старика притягивает взгляд и создает желание понять, что так глубоко проживает человек, у которого есть нарушения в мозгу, меняющие его способность воспринимать происходящее адекватно. Энтони постоянно пытается доказать окружающим, которых совсем немного в его жизни, что он самостоятелен, вполне здоров и способен справляться с бытом. Несмотря на его отчаянное сопротивление, дочь настойчиво подбирает ему подходящую сиделку, объясняя тем, что он не способен заботиться о себе.

О провалах в памяти говорят многочисленные сцены потери стариком часов. Режиссер Флориан Зеллер активно привлекает взгляд зрителя к этому важному в жизни аксессуару, говоря о том, что человек способен потеряться во времени. У него может произойти путаница между старостью и младенчеством, когда поведение становится в чем-то схожее, проявляя беспомощность человека. Режиссёр подчеркивает это сходство между старостью и детством тем, что старика называют «малышок» — такое милое прозвище, данное отцу дочерью.

В начале жизни ребенок делает первые шаги, опираясь на поддержку родителей. Он еще беспомощен. Ничего не знает о мире, у него нет понимания часов и времени, которое измеряется часами и минутами.

Интересное:

И в конце своей жизни он утрачивает часы как ненужный аксессуар, который становится бессмысленен при переходе в непроявленный мир. Память, как последовательная череда регистрируемых событий, также отходит на второй план, поскольку дела перестают иметь то значение, которое придает им взрослый человек.

На первый план у старика выходит жажда любви, ласки матери, потребность в заботе и душевном тепле. В связи с этим душещипательная сцена в больнице, где медсестра исполняет роль матери старика, производит сильный эмоциональный накал. Вызывает сочувствие его детская беспомощность, желание вернуться в свой дом, к маме, спрятаться от пугающего незнакомого мира. Страх старика настолько силён, что он фактически не понимает, что уже несколько месяцев живет в больнице, а не в своей собственной квартире.

Состояние брошенности преследует старика, он не готов его принять. Его дочь уехала в другой город, изредка навещая в доме престарелых. Энтони не верит этому, создавая в своем мозгу иллюзию, что он по-прежнему общается с дочерью. А после короткого возврата к действительности, где медсестра объясняет ему, что он уже давно живет здесь один, он уходит в состояние детства, где был маленьким ребенком, которого мама одевает на прогулку и ласково уговаривает.

Думаю, что глубокие эмоции вызвала игра актеров у зрителей, которые переживали нечто подобное со своими близкими. Непросто жить с человеком, который «выпал» из реальности, не может ориентироваться во времени, у него смешалось в мозгу настоящее, прошлое и будущее. При этом фильм помогает зрителю понять особенности восприятия реальности человеком, страдающем расстройством психики и может помочь справиться со страхом, сопутствующим этому заболеванию, сделав его чуть более понятным.

Поделитесь вашим впечатлением от фильма. Расскажите, сталкивались вы со страхом потери рассудка или с людьми, потерявшими память?

Интересное еще здесь:

 

Источник: mirtesen