От велика до мала: 76% школьников столкнулись с финансовым мошенничеством

Большинство российских школьников (76%) получали звонки мошенников по телефону и сталкивались с обманом в онлайн-играх. Это следует из опроса СК «Росгосстрах жизнь» и Maximum education (есть в распоряжении «Известий»). При этом учащиеся оценивают уровень своих знаний по базовым финансовым вопросам в среднем на «четыре с минусом» и признают, что им есть куда расти. Например, каждый пятый не имеет представления о том, как защититься от финансовых преступников. В ЦБ заявили, что около 13% жертв кибермошенников моложе 20 лет.

На четыре с минусом

Во время исследования учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Сталкивался ли ты хотя бы раз с финансовым мошенничеством (звонили ли злоумышленники по телефону, обманывали ли в онлайн-играх)?» Аналогичный вопрос задали и родителям. Их попросили рассказать, атаковали ли мошенники их детей.

Положительно ответили 76% школьников и 28% взрослых. При этом половина опрошенных родителей выразила уверенность, что их дети не сталкивались с финансовым мошенничеством, а каждый пятый затруднился ответить на этот вопрос.

Закономерно, что уровень своих знаний по базовым финансовым вопросам сами ребята в среднем оценивают на «четыре с минусом». Например, каждый третий школьник не знает, что такое НДС, почти половина — что такое НДФЛ. А каждый пятый не имеет представления о том, как защититься от финансового мошенничества.

Об отсутствии у детей финансовой грамотности и базовых представлений о природе появления денег в семье говорят и взрослые. Например, каждый пятый отметил, что его ребенок не осознает уровень достатка своей семьи и, условно говоря, просит «последний айфон» или дорогой игровой ноутбук «как у друзей», в то время как родители могут позволить себе такую покупку только в кредит или в рассрочку. Еще 40% взрослых заявили, что их ребенок адекватно оценивает финансовые возможности семьи, но всё равно периодически обращается с просьбой купить чрезмерно дорогую вещь.

Вместе с этим 87% родителей сообщили, что дают своим детям карманные деньги. И из них почти каждый третий (30%) отметил: как правило, тратятся эти средства бездумно.

Впрочем, большинство детей и взрослых позитивно отнеслись к перспективе преподавания в образовательных учреждениях финансовой грамотности, говорится в опросе. Причем школьники приветствуют эту инициативу даже активнее своих родителей (на соответствующий вопрос ответили положительно 90% детей и 83% взрослых).

Вместе с тем треть взрослых отметила, что обучать детей финансовой грамотности нужно с 6–10 лет, а каждый четвертый заявил о том, что начинать лучше с 10–12. 16% посчитали, что это будет уместным уже с 5–6 лет, 12% назвали идеальным возраст 12–15.

Ранее стало известно, что преподавание финансовой грамотности станет обязательным для российских школ: разные элементы этой дисциплины фигурируют в новых образовательных стандартах, разработанных при участии Центрального банка. В начальных классах ее включат в программы математики и предмета «Окружающий мир», а с пятого по девятый добавят в обществознание и географию. Новые правила начнут действовать с 1 сентября 2022 года, а при желании родителей — уже с этого года.

Финансисты с детства

В ЦБ «Известиям» заявили, что около 13% всех жертв кибермошенников моложе 20 лет. Там отметили, что считают очень важным вести работу по повышению финансовой грамотности в сфере кибербезопасности, в том числе среди детей и подростков. С 2015 года регулятор проводит онлайн-уроки по финансовому просвещению, принять участие в которых может любая школа. А с 2018 года проходит Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности. В этом году Банк России планирует расширить его тематику в том числе вопросами по кибербезопасности, сообщили в пресс-службе регулятора.

В таких странах, как США, Великобритания, Германия, принято знакомить детей с понятием финансов с раннего возраста (3–5 лет), отметила член правления СК «Росгосстрах жизнь» Наталья Белова. В России этот тренд только зарождается, но уже сейчас и банки, и финансовые компании, и государство понимают, что повышение грамотности с детства — залог осознанного финансового поведения и потребления в будущем, отметила она.

Чаще всего кибератаки сегодня проводятся с помощью социальной инженерии: злоумышленники пользуются низким уровнем осведомленности жертвы о базовых правилах информационной безопасности, отметила директор образовательных программ и проектов Positive Technologies Мария Сигаева. Поэтому учить детей этим правилам нужно так же, как и обычной гигиене, с ранних лет, уверена она.

Собственный смартфон у детей чаще всего есть уже в начальной школе, а 13% учащихся размещают свой номер на страницах в соцсетях, рассказал руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко. Поэтому дети, как активные пользователи гаджетов, действительно могут столкнуться с телефонным мошенничеством. Противостоять этому можно, сочетая технические и нетехнические меры защиты: специальные решения для определения неизвестных номеров и повышения цифровой грамотности, резюмировал Андрей Сиденко.

Чаще всего жертвами мошенников становятся «платежеспособные» школьники, у которых есть пластиковая карта (как правило, дополнительная к счету родителей с предустановленным лимитом), заявил замначальника департамента защиты информации Газпромбанка Алексей Плешков. При этом одни уроки финансовой грамотности проблему не решат: учащимся необходимо прививать культуру поведения в интернете и учить противостоять киберпреступникам, резюмировал он.

 

Источник: mirtesen