Сколько будет стоить кресло депутата Госдумы РФ в 2021-м

Об этом рассказал — со знанием дела — политолог, политтехнолог, президент Центра развития региональной политики (ЦРРП), эксперт по внутренней политике Илья Гращенков.

***

«Сколько будет «стоить» мандат депутата ГД в 2021? Перед приближением выборов, решил повторить расчёт, из чего формируется избирательный фонд и какова итоговая стоимость депутатского кресла.

Общий разброс цен: от $1 млн. до $3 млн. В рублях среднюю цену можно определить в 140 млн. для стандартного округа — около 500 тыс. избирателей. Есть более многочисленные округа — до 750 тыс. голосующих (Астрахань, Курган, Бурятия) и самые малочисленные 33 тыс. — НАО, ЧАО и 110 тыс. в Магадане.

Испокон веков политтехнологи считали смету так: 50% от общей численности (хотя в 2011 явка была — 60,21%, а в 2016 — всего 47,88%), от этой явочной численности берётся контрольный пакет голосов — 51% и эта сумма умножается на 1 тыс. рублей (иногда считают по 3-5 долларов на избирателя от общего числа). Получаем среднюю стоимость кампании в 125 млн. руб. или $1,7 млн. В принципе — это сумма под ключ с работой «поля» (агитаторы на земле), медиа, социологией, АПМ (агитматериалы), юристами, зарплатой штаба и т.д.

Далее, вопрос повышения или понижения этой ставки зависит от конкуренции на округе. Если конкуренция повышается, то стоимость голоса также растёт. Если конкуренции нет — падает. В 2016 году, например, некоторые кампании обошлись в сумму 30-50 млн. С другой стороны, были и рекордсмены по тратам — около 500 млн. за мандат. К примеру, самый дорогой мандат – на Кавказе (около 5 млн. долларов), а самый дешёвый – в некоторых регионах ЦФО и ПФО.

Важный параметр влияющий на стоимость: узнаваемость и админресурс. Если кандидат известный в округе человек (реальная узнаваемость, а не мнимая), то это может помочь сэкономить до 20% бюджета. Если есть свой медиа ресурс (газеты, баннерные площадки и проч.) — ещё столько же. Административный ресурс — это вообще гарант победы, так как на некоторых территориях (к примеру в моногородах), всё решает директорат предприятий. У власти, как правило, админресурс — это ключевая стратегия мобилизации (школы, предприятия, госслужащие), в этом случае бюджет расходуется в основном на содержание штаба.

У прочих партий: КПРФ, ЛДПР, СР и непарламентских, часть средств уходит на поддержку фоновой кампании, что иногда даёт базовый электоральный рейтинг от 5 до 15% на старте. Кстати, напомним, что официальный избирательный фонд одномандатника ограничен 40 млн. руб, а фонд реготделения — 50-100 млн (в зависимости от региона).

Важная составляющая выборов 2021 для оппозиционных партий – организация наблюдения на участках. Нужен усиленный юридический блок, мобильные группы реагирования, по 2-3 наблюдателя на участок, а также приборы видеофиксации, поддержка медиа и т.д.«

Источник: mirtesen